О проделанной работе в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2024 году
На площадке Региональной службы коммуникаций у области Ұлытау прошел региональный брифинг на тему «о проделанной работе в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2024 году». Докладчиками выступили заместитель руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по области Ұлытау Даулетбаев Жасулан и председатель Общественного объединения «Общество защиты прав потребителей области Ұлытау» Гульжахан Дюсембекова.
В настоящее время Департаментом по итогам прошлого года всего поступило 477 обращений в отношении нарушений прав потребителей.
Данные показатели отражают, с одной стороны, повышение уровня выбора потребителя, с другой – рост недобросовестной предпринимательской деятельности.
В настоящее время жалобу можно подать, зарегистрировавшись на сайте e-tutynyshy или е-otinish.kz через информационную систему. на сайте e-tutynyshy субъектам предпринимательства предоставляется доступ, описываются жалобы и проблемные вопросы и направляются непосредственно потребителю. Сегодня е-otinish.kz и проведена интеграция с системой Smart QR, разработана мобильная версия платформы.
Департамент является государственным органом, осуществляющим надзор за торговой надбавкой в сфере регулирования внутренней торговой деятельности, в том числе за социально значимыми продовольственными товарами.
Сегодня в области наблюдается значительная стабилизация цен на социально значимые продовольственные товары. Это было обеспечено за счет эффективной реализации департаментом инструментов контроля за сдерживанием роста цен на социально значимые продовольственные товары.
В 2024 году Департаментом проведен анализ электронных счетов-фактур и благодаря упорному труду участников комиссии по проверке посреднических схем по всей цепочке ценообразования на продукты питания по Улытауской области, созданной в соответствии с распоряжением акима Улытауской области, всего 340 предпринимателей необоснованно увеличили размер торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары в соответствии с требованиями Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 204-4- привлечен к административной ответственности.
В связи с отсутствием регламента рынка, утвержденного администратором торгового рынка, 2 предпринимателя в соответствии с пунктом 1 статьи 204-2 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» и 1 предприниматель в соответствии с пунктом 1 статьи 204-3 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» при заключении договора на поставку продовольственных товаров могут быть приняты меры по повышению размера вознаграждения или привлечен к административной ответственности за незаконное истребование вознаграждения, связанного с приобретением имеющихся продовольственных товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 193 Кодекса Республики Казахстан «об административных правонарушениях» 58 индивидуальных предпринимателей, не разместивших ценовые этикетки товаров при реализации товаров на условиях публичного договора в Республике Казахстан, привлечены к ответственности и взысканы штрафы в сокращенном виде в размере 649 732 тенге.
Вместе с тем, доводим до сведения, что в сфере защиты прав потребителей 142 индивидуальных предпринимателя, не разместивших угол потребителей и не ответивших на письменный протест, привлечены к ответственности в соответствии с пунктом 5 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «об административных правонарушениях». Эти показатели направлены на развитие сферы регулирования торговли и защиты прав потребителей.
В этой связи, хотим сообщить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 января 2025 года № 155-VIII ЗРК «Об административных правонарушениях » вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан.
То есть абзац второй части пятой статьи 190 Кодекса излагается в следующей редакции
5. продавец (изготовитель, исполнитель):
1) Размещение информации о контактных данных продавца, уполномоченного органа в области защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информации о праве потребителя обратиться к ним для восстановления своих нарушенных прав и законных интересов на казахском и русском языках;
2) обеспечение обмена или возврата товара как надлежащего качества, так и ненадлежащего качества в сроки, установленные законодательством РК О защите прав потребителей;
3) неисполнение обязанностей по предоставлению письменного ответа на протест об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан О защите прав потребителей
— если привести к предупреждению. На нарушение, указанное в новой редакции: «физическим лицам-пять,
субъектам малого предпринимательства-десять,
субъектам среднего предпринимательства-пятнадцать,
влечет наложение штрафов на субъектов крупного предпринимательства в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.»;
Статья 204-4 кодекса:
За повышение размера торговой надбавки субъекта внутренней торговли на социально значимые продовольственные товары, установленной законодательством Республики Казахстан О регулировании торговой деятельности
сноска, в новой редакции:
«физическим лицам, субъектам малого предпринимательства-пять,
субъектам среднего предпринимательства-тридцать пять,
влечет наложение штрафов на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти МРП.»;
2. действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания –
отметим, что субъектам среднего предпринимательства – от семидесяти пяти до семидесяти месячных расчетных показателей.
Доводим до вашего сведения, что указанные выше изменения вступят в силу 11 января, то есть через 60 дней после дня официального опубликования (после 11 марта).
В настоящее время в целях обеспечения потребителей безопасными товарами Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан запущено общественное движение «качественная продукция».
Задачи проекта:
Вовлечение неправительственного сектора по защите прав потребителей, представителей местных исполнительных и представительных органов, а также предпринимательского сообщества в реализацию общенациональных интересов по обеспечению защиты отечественных производителей и потребителей от опасной и некачественной продукции на внутреннем рынке, а также создание условий для развития разумной конкуренции.
В настоящее время ведется системная работа по реализации общественного движения «качественная продукция». Представители общественного объединения «Защита прав потребителей» в рамках концепции «качественная продукция» регулярно проводят мониторинг на территории области с целью выявления некачественной и опасной пищевой продукции.
Общественным объединением проведен мониторинг магазинов в соответствии со статьей 41 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», выявлены товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности, без казахской маркировки и состав которых не соответствует техническим регламентам.
В частности, с января 2024 года выявлено 145 товаров, не соответствующих техническим регламентам. По выявленным товарам обращения потребителей направлены в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Улытауской области, где в пределах своей компетенции департаментом изъято с прилавков магазинов 91 продукция, предпринимателям наложен штраф в размере 11 611 340 тенге в соответствии с частью 1 статьи 425 кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.